Энергосбытовики называют подобные обвинения неправомерными. Вот как комментирует ситуацию генеральный директор ОАО «Ставропольэнергосбыт» Б. В. Остапченко.
- Борис Валерьевич, неужели финансовое положение вашей компании действительно внушает опасения?
- Скорее, кто-то очень хочет выдать желаемое за действительное. Поверьте, наша компания прочно стоит на ногах, нравится это кому-то или нет.
- Но МРСК Северного Кавказа утверждает, что вы платите только после их обращения в суд?
- Они так часто об этом говорят, что поневоле вызывают у нас желание соответствовать этим словам. Коли твердят, что деньги с нас можно получить только посредством судебных исков, наверное, так нам и придется поступать.
- Это больше похоже на провокацию…
- Вот именно! Мы нормально взаимодействовали со «Ставропольэнерго» много лет и прекрасно осведомлены о возможностях друг друга. В сетевом филиале знают, что у нас задержка в оплате случается только на короткий период из-за неритмичности поступления денег от потребителей. Как деньги приходят – мы тут же рассчитываемся со всеми своими партнерами. Иногда прибегаем к заимствованию у банков, хотя это недешево. Полагаю, и в МРСК Северного Кавказа сталкиваются с проблемами кассовых разрывов и дорогих банковских кредитов. Иначе вовремя платили бы нам за потери электроэнергии в собственных сетях. А это ни много, ни мало 200 – 250 млн. рублей - в таких цифрах выражались их долги в разные периоды текущего года. Кстати, они об этом умалчивают, и мы не сильно об этом распространяемся, так как, в отличие от сетевой компании, понимаем, что имидж компании, даже чужой, - не пустые слова.
- А как быть с относительно недавним утверждением МРСК Северного Кавказа, что в последние месяцы «Ставропольэнергосбыт» совсем им не платит?
- Это и вовсе не соответствует действительности. На сегодняшний день услуги МРСК Северного Кавказа оплачены нами за все предыдущие месяцы и частично за август. Конечно же, в своих платежах мы отдаем приоритет оптовому рынку в связи с жесткостью требований законодательства. Но и филиалу МРСК Северного Кавказа - «Ставропольэнерго» платежи идут регулярно.
- И все же более десятка исков МРСК Северного Кавказа к вам находится в арбитражном суде.
- Это правда. Сетевая компания завалила арбитражный суд исками, о чем постоянно сообщает в прессе. Но, по большому счету, вся эта суета – всего лишь имитация эффективной претензионно-исковой работы. Задача – показать своему руководству – ОАО «Россети», что эта деятельность проходит успешно, и уверить деловое сообщество региона в нашей неплатежеспособности.
Причем, зачастую МРСК Северного Кавказа сама себе противоречит: то уверяет всех, что «Ставропольэнергосбыт» своевременно и в полном объеме собирает платежи от потребителей и умышленно не перечисляет их «Ставропольэнерго». В другой раз я с удивлением читаю, что сетевики самостоятельно ограничивают краевых потребителей электроэнергии. Цитирую пресс-релиз с сайта сетевой компании от 21 августа этого года: «За прошедшие дни по Ставропольскому краю за долги были лишены электроэнергии 19 потребителей-юридических лиц и 83 потребителя-физических лица». Ну, во-первых, МРСК Северного Кавказа не имеет договоров на энергоснабжение в Ставропольском крае и не вправе самостоятельно, без нашей заявки, проводить какие-либо ограничения. Во-вторых, работа с потребителями – это наша каждодневная работа, а МРСК Северного Кавказа бесцеремонно приписывает ее себе.
Вот еще одна цитата из того же источника: «В Ставропольском крае, например, из 407 предупрежденных неплательщиков-юридических лиц, 388, т.е. 95% вместо отключения предпочли возврат долгов. Из потребителей – физических лиц с энергетиками рассчитались 75%».
Сбытовой сектор Ставропольского края – не вотчина МРСК. Не могут сетевики диктовать нашим потребителям (кстати, в основной массе добросовестным) когда и как им поступать. Что это за имперские замашки на чужой территории?
- Борис Валерьевич, как вы думаете, какую цель преследуют ваши оппоненты?
- Видимо, хотят осложнить нашу жизнь и всеми правдами и неправдами забрать себе ставропольский рынок сбыта, хотя это противоречит основным принципам функционирования отрасли в соответствии с законами об электроэнергетике. Таким вот образом они стремятся прикрыть собственные трудности работы в республиках стабильностью работы в более благополучном Ставропольском крае.
Массированный поток подобной информации, естественно, бросает тень на деловую репутацию нашей компании, порождает сомнения в финансовой устойчивости «Ставропольэнергосбыта». Мы долго уходили от публичного выяснения отношений с МРСК Северного Кавказа, но искажение цифр и фактов с их стороны не прекращается. Можно найти много способов противодействия этому безудержному потоку некорректных, мягко говоря, сведений, однако мы стараемся придерживаться пути соблюдения договорных обязательств, добросовестной и профессиональной работы. И все еще надеемся на возобладание кое у кого здравого смысла.
По поводу недопустимости проводимой МРСК Северного Кавказа агрессивной информационной политики на одном из совещаний с участием всех заинтересованных сторон в свое время указал первый заместитель председателя правительства СК Виктор Шурупов. Но, как видим, сетевая компания игнорирует этот призыв к конструктивному взаимодействию, по-прежнему выставляя «Ставропольэнергосбыт» в публичном пространстве достаточно негативно. Создается впечатление, что в офисе МРСК Северного Кавказа напрочь забыли о механизме нормальных рабочих взаимоотношений с партнерами. А уж искусство ведения переговоров и вовсе перестало им быть доступным.
Елена Куджева.
«Ставропольская правда» № 239-240 от 31 августа 2013 г.
«Вечерний Ставрополь» № 157 от 31 августа 2013 г.