- Дмитрий Константинович, каким этот год был для вашей компании, с какими трудностями пришлось столкнуться, каких успехов добиться?
- Откровенно говоря, год оказался для нас сложным. Были сдерживающие моменты в части ограничений роста тарифов на электроэнергию, что отразилось на финансовом положении не только нашей организации, но практически всего сбытового сектора, так как недоурегулирование тарифов присутствовало по всей России. Сейчас, в связи с недавним выходом в свет новых Методических указаний по расчетам сбытовых надбавок и последующего перерасчета тарифов, надеемся на исправление этой ситуации. Методика предполагает существенное увеличение сбытовых надбавок, но потребителей это не должно пугать. Процент сбытовой надбавки в общем тарифе составляет копейки и, уверен, не скажется на семейном бюджете населения (основная доля затрат приходится на стоимость услуг генерирующих мощностей и транспортировку электроэнергии). То есть для потребителей увеличение тарифов не столь принципиально, а вот сбыты смогут выйти на более-менее нормальный уровень работы.
Кроме того, произошла масса изменений в законодательстве. В частности, в сентябре вступили в силу Новые правила предоставления коммунальных услуг, которые не всеми потребителями приняты однозначно. Особенно в части оплаты электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды в многоквартирных домах, которая ставится в зависимость от занимаемой собственниками жилплощади.
- Как помнят жители края, и в основном, городское население краевого центра и некоторых городов Кавминвод, предыдущий, 2011-й, год был отмечен сложными взаимоотношениями с управляющими компаниями и ТСЖ, характеризовался массовым недовольством жителей многоэтажек применением в расчетах нормативов энергопотребления. Удалось ли локализовать конфликт в этом году и все-таки найти общий язык с коммунальщиками?
- Не могу сказать, что взаимоотношения с управляющими компаниями удалось урегулировать до конца. Существенно выправилась ситуация в Ставрополе, потому что администрации города приложила значительные усилия, чтобы объективно оценить, понять суть происходящего и найти конструктивные пути решения проблемы. Благодаря позиции руководства города и административных территорий, а также совместно с нами проводимой разъяснительной работе накал «нормативных страстей» удалось снизить. В Ставрополе на сегодня почти 90 – 95 процентов многоэтажек оснащены общедомовыми приборами учета, что, естественно, сказывается на суммах оплаты за потребленную электроэнергию в местах общего пользования, которые и были камнем преткновения. А вот в Железноводске все гораздо сложнее, здесь ситуация кардинально не поменялась. Управляющие компании откровенно саботируют свои обязательства перед нами (да и перед потребителями тоже), хотя законодательство однозначно обязывает их производить непосредственные расчеты индивидуального и общедомового потребления электроэнергии с соответствующей ее оплатой. Они же откровенно пытаются переложить ответственность по заключению договоров на плечи собственников жилья, а ведение расчетов – на ресурсоснабжающую организацию, «забывая», что именно УК должны взять на себя вопросы по урегулированию взаимоотношений жителей многоквартирных домов с энергопоставщиками. К сожалению, администрация города не смогла оказать нужного воздействия на неадекватное поведение управляющих компаний, но мы надеемся, что новое руководство Железноводска более четко обозначит свою позицию в этом затянувшемся, никому не нужном споре, и ситуацию, наконец-то, удастся выправить.
- Вы упомянули изменения в нормативных актах, призванных, по сути, сделать работу ресурсоснабжающих организаций более прозрачной и понятной потребителям? Однако, по имеющейся у нас информации, ситуация далека от желаемой?
- Не буду отрицать, что в действительности все намного усложнилось. Потребители не в состоянии самостоятельно разобраться в расчетах, в чем их трудно обвинять. Даже нашим сотрудникам - высококвалифицированным специалистам пришлось провести ряд образовательных семинаров по изучению новой методологии. Без профессионалов в формулах очень трудно разобраться. Поэтому мы предлагаем потребителям свою помощь в этом вопросе. Надо сказать, в Ставрополе управляющие компании активно поддержали эту идею, и сегодня на договорной основе мы ведем для них расчеты в многоквартирных домах по каждому собственнику жилья. В этом направлении планируем развиваться и дальше, расширять перечень предлагаемых услуг, так как методика расчетов касается не только потребления электроэнергии, но и других коммунальных услуг, существующих в многоквартирных домах (газ, вода, тепло).
- Думаю, что потребители оценят предлагаемую вами помощь. Чем вы еще можете их порадовать, что предложить?
- Руководствуясь требованиями закона об энергосбережении, «Ставропольэнергосбыт» проводит мероприятия по энергоаудиту. Законодательство обязывает сбыты активизировать работу с потребителями и до июля следующего года разработать стандарты качества обслуживания потребителей. Помимо этого, планируем открытие двух – трех абонентских пунктов в Ставрополе. Этот проект затем мы будет транслировать в другие крупные города края. Также в ближайшее время, буквально в течение недели, на корпоративном сайте компании появятся «личные кабинеты» для потребителей - юридических лиц, позже этой услугой смогут воспользоваться бытовые потребители. В городе Георгиевске реализуется пилотный проект с смс-оповещениями для населения. С нашей точки зрения, это очень удобная форма взаимодействия с потребителем, когда ему дается возможность в любое для него удобное время передать показания электросчетчика смс-сообщением. Потребителям теперь не нужно стоять в очереди в РКЦ или долго дозваниваться до оператора. Однако ответной активности мы пока не ощущаем, наверное, людям надо привыкнуть к этой услуге. Со временем, уверен, они ее оценят.
- Как известно, вот уже два года Россия живет и работает в рамках полностью свободного энергорынка. Уже можно более объективно оценить итоги реформы электроэнергетики. Оправдались ли надежды реформаторов на реализацию поставленных задач: привлечение инвестиций в отрасль, создание реальной конкуренции в сбытовом секторе, модернизацию и замену устаревшего оборудования и прочее?
- Однозначный ответ дать трудно. Нельзя сказать, что реформа потерпела полный провал, но и явного успеха тоже не наблюдается. Причем о корректировке ее итогов мы можем судить по последним решениям правительства. Если раньше это было разделение, дробление сетевых компаний, что усложняло взаимодействие между ними, то с определенного момента вектор развития электроэнергетики поменялся, появилась тенденция к слиянию, укрупнению сетевых компаний. Практика показывает, что они работают результативнее и намного мобильнее в управлении.
Разделение на сбыт и сети, с моей точки зрения, было правильным, оно более наглядно оформило разность интересов сторон: сетевая компания теперь усерднее работает со сверхнормативными потерями, а сбыт активнее борется за снижение дебиторской задолженности. Более организованным стал учет потребления электроэнергии.
- Возможно ли в таком случае объединение сбытовых организаций?
- Нет. Этот вопрос не рассматривается. Сбыты продолжат функционировать в прежнем режиме, выживать будут сильнейшие, те, кто на рынке электроэнергии сможет предложить лучшие условия работы, более дешевые тарифы, дополнительные услуги, высокую культуру обслуживания потребителей. «Ставропольэнергосбыт» имеет в этом смысле большие перспективы.
- И мы по-прежнему продолжаем придерживаться западной модели развития электроэнергетики?
- Да, в России взяли за образец западную модель, но до конца не реализовали. В Европе конкуренция на рынке электроэнергии обусловлена более высоким техническим уровнем оснащения базы приборов учета, легкостью смены поставщика и другими моментами. А у нас тарифы для населения по-прежнему регулируются государством и не являются экономически обоснованными. В Европе не понимают значения «социально-значимые» потребители, которых не рекомендуется отключать даже за большие долги. У них это делается чуть ли не одним движением рубильника.
Кстати, Постановление №442 ужесточило меры в отношении потребителей-неплательщиков. Существенно снижены сроки от возникновения задолженности абонента до момента его отключения.
- Сегодня – ваш профессиональный праздник. Что бы вы пожелали своим коллегам и, конечно, потребителям?
- Я от души поздравляю коллег с праздником, желаю им успехов и крепкого здоровья. Ну и поскольку День энергетика приходится на канун Нового года, хочу пожелать всем счастья в наступающем году и свершения всех желаний. Ну а потребителям пожелание одно - платить вовремя. Тем более, что конец света так и не состоялся…
«Ставропольская правда» №335 - 336 от 22 декабря 2012 г.