Первого апреля исполнилось восемь лет самостоятельной хозяйственной деятельности ОАО «Ставропольэнергосбыт», который является самым крупным гарантирующим поставщиком электроэнергии в крае. Сегодня о планах развития Энергосбыта, его достижениях и проблемах мы беседуем с генеральным директором компании Борисом Валерьевичем Остапченко.

- Не секрет, что за прошедшие восемь лет ваша организация добилась значительных успехов на энергорынке Ставрополья. Но, говорят, прошедший год оказался тяжелее предыдущих. Чем это вызвано?

- Действительно, 2012-й год оказался самым тяжелым и сложным за все восемь лет работы компании. Связано это с реформированием нашей отрасли, серьезными изменением законодательства последних двух лет. Вышла масса новых законов, и нам пришлось корректировать свою работу, подстраиваться под каждый из них. Это процесс трудоемкий и затратный по времени, выработке новых методологий, разъяснительной работе с потребителями и многому другому. Мы старались. И мы выжили.

- На протяжении последних месяцев в региональных и федеральных средствах массовой информации МРСК Северного Кавказа стала активно поднимать вопрос о неисполнении «Ставропольэнергосбытом» некоторых финансовых обязательств. И суммы называются достаточно серьезные – 200 млн. рублей, 600 млн. рублей. Что произошло между двумя давними деловыми партнерами, чуть ли не родственными организациями, почему они вдруг стали выяснять отношения публично?

- Произошедшая с МРСК Северного Кавказа метаморфоза меня тоже несколько удивила и даже расстроила. Потому что это наши давние партнеры, наши коллеги, со многими из них я начинал работать в «Ставропольэнерго». И та агрессивная политика, которую МРСК стала проводить по отношению к нам, бьет по краю в целом, от нее, в первую очередь, могут пострадать жители Ставрополья, обычные потребители электроэнергии. У меня сложилось такое впечатление, что МРСК Северного Кавказа за счет Ставропольского края пытается закрыть свои собственные дыры в кавказских республиках. Выставляя многомиллионные иски за кратковременные просрочки, МРСК поступает со «Ставропольэнергосбытом» мягко говоря некорректно. Ни для кого не секрет, что лишних денег у нас нет, а с компании требуют незамедлительных платежей в то время, когда еще не сформировался бюджет, когда с предприятиями не заключены бюджетные контракты, когда население после новогодних праздников только-только собирается оплачивать коммунальные услуги. И в этот момент МРСК Северного Кавказа не только наваливается на нас с огромными исками, но еще и требует штрафные санкции по каждому дню просрочки! Только процентов в последний раз мы заплатили более 7 млн. рублей!

Я неоднократно обращался к руководству ОАО «Ставропольэнерго» с довольно приемлемыми для обеих сторон предложениями, но понимания там не нашел. Наверное, с точки зрения ведения бизнеса, МРСК понять можно: если есть возможность заработать дополнительные деньги, почему бы это не сделать?! Но с точки зрения партнерских отношений, для меня такая позиция МРСК Северного Кавказа и «Ставропольэнерго» в частности совершенно непонятна и недопустима. Объяснение одно: в МРСК достаточно сложное положение в республиках, и единственный источник поступления денег – это мы, благополучный Ставропольский край.

- Получается, что Ставрополье выступает в этой ситуации неким энергетическим донором для республик?

- По большому счету мы всегда им были, но такой жесткой позиции МРСК в вопросах оплаты, повторяю, я не припомню! Естественно, если у нас денег нет, то их надо откуда-то брать. Путь один – так же жестко требовать их с наших недобросовестных плательщиков. За всю мою бытность руководителем «Ставропольэнергосбыта» мы ни разу не применяли штрафных санкций к нашим потребителям, а теперь МРСК своим давлением на нас вынуждает следовать их примеру.

- Значит, теперь и вам придется требовать с ваших неплательщиков проценты. Вообще насколько остро перед вашей компанией стоит проблема неплатежей энергопотребителей?

- Как ни странно, самая тяжелая ситуация с неплатежами сложилась в городе Ставрополе. В первую очередь, это население, которое задолжало «Ставропольэнергосбыту» около 150 млн. рублей. Как водится, не отличаются платежной дисциплиной и бюджетные организации города.

- Какова, в частности, ситуация с троллейбусным предприятием Ставрополя? Кажется, они довольно продолжительное время числятся в ваших должниках?

- Троллейбусное предприятие – это наша непроходящая головная боль. Меняется форма собственности, меняется управление предприятием в городе, а его долги как были, так и остаются. На сегодняшний день троллейбусники должны нам около 40 млн. рублей, которые тянутся более 4 лет. И нынешнее руководство города не сильно стремится решить эту проблему. Дескать, столько времени терпели – потерпите и дальше. Но я повторяю, что ждать мы больше не в состоянии. Когда финансовая ситуация была легче, когда существование на энергорынке было более стабильным, мы находили возможность за счет собственной прибыли перекрывать долги неплательщиков. Но сегодня ситуация совершенно другая. Мы не сможем нормально работать, если будем позволять недобросовестным клиентам годами не оплачивать потребляемую электроэнергию. Нам придется применять к ним жесткие меры, и, в первую очередь, это коснется троллейбусного предприятия.

- Давайте от недобросовестных плательщиков перейдем к добросовестным. Жители края обращаются к нам с просьбой объяснить, почему им перестали приносить по почте квитанции об оплате потребленной электроэнергии. С чем это связано?

- Связано это с тем, что Почта России разорвала с нами контракт по доставке квитанций. Они собирались в три раза увеличить тариф на эту услугу, что сильно сказалось бы на наших расходах. Следовательно, мы будем вынуждены компенсировать свои потери, переложив их, к примеру, на плечи потребителей, брать эти деньги с них. На это мы не решились пойти. Сейчас мы рассматриваем ряд предложений по этому вопросу, но, скорее всего, будем нанимать людей в населенных пунктах, чтобы они разносили квитанции по домам и вручали их потребителям.

- Я так понимаю, что эта проблема острее стоит перед жителями сельских населенных пунктов?

- Да, конечно, особенно там, где Почта является монополистом и где нет отделений Сбербанка или других возможностей оплаты. В любом случае в ближайшее время мы решим эту проблему.

- В России идут процессы лишения сбытовых компаний статуса гарантирующих поставщиков. Его уже лишились сбыты Омска, Пензы, Курска, Брянска, Орла, Иваново. Судьба висела на волоске у Нижегородского энергосбыта. Насколько устойчив в этом вопросе «Ставропольэнергосбыт»? И что такое вообще гарантирующий поставщик?

- У нас пока опасности лишения статуса ГП нет вообще. А гарантирующий поставщик – это организация, поставляющая электроэнергию на определенную территорию, в первую очередь обязанная осуществлять поставки электроэнергии населению. Есть ГП в Пятигорске, Ессентуках, но в основном на территории края работают «Ставропольэнергосбыт» и «Ставрополькоммунэлектро». Лишения статуса ГП – это фактически прекращение бизнесдеятельности энергосбыта. После этого сбытовая организация должна начинать работать совершенно в других условиях, по другим правилам, по которым мало кто сможет выжить. Но у нас, я повторюсь, таких проблем нет.

- А почему происходит лишение статуса, что должен «натворить» ГП, чтобы это произошло?

- Главная причина - неплатежи на оптовый рынок и за транзит электроэнергии. Все те сбытовые организации, кого вы перечислили, лишились статуса из-за миллиардных долгов на оптовом рынке.

- То есть они приобретали товар, но за него не расплачивались?

- Ну, примерно так. Хотя раньше и на оптовом рынке не стремились применять такие строгие меры. Сейчас подход к этому вопросу и там изменился в сторону ужесточения.

- Ну и в заключение, каковы планы вашей организации в этом году, каковы ее перспективы на ближайшие годы?

- В свете всех этих событий и изменений наша задача – устоять в этом году и перейти в следующем в более спокойное финансовое существование. Для того, чтобы успешно продолжать свою деятельность.


Лариса Вятская.
«Ставропольская правда» за 6 апреля 2013 г.