В прессе регулярно появляется информация о борьбе МРСК Северного Кавказа с неплательщиками. Перечисляя своих республиканских должников, электросетевая компания при этом непременно упоминает крупнейшего гарантирующего поставщика электроэнергии на Ставрополье.

Энергосбытовики называют подобные обвинения неправомерными. Вот как комментирует ситуацию генеральный директор ОАО «Ставропольэнергосбыт» Б. В. Остапченко.

- Борис Валерьевич, неужели финансовое положение вашей компании действительно внушает опасения?

- Скорее, кто-то очень хочет выдать желаемое за действительное. Поверьте, наша компания прочно стоит на ногах, нравится это кому-то или нет.

- Но МРСК Северного Кавказа утверждает, что вы платите только после их обращения в суд?

- Они так часто об этом говорят, что поневоле вызывают у нас желание соответствовать этим словам. Коли твердят, что деньги с нас можно получить только посредством судебных исков, наверное, так нам и придется поступать.

- Это больше похоже на провокацию…

- Вот именно! Мы нормально взаимодействовали со «Ставропольэнерго» много лет и прекрасно осведомлены о возможностях друг друга. В сетевом филиале знают, что у нас задержка в оплате случается только на короткий период из-за неритмичности поступления денег от потребителей. Как деньги приходят – мы тут же рассчитываемся со всеми своими партнерами. Иногда прибегаем к заимствованию у банков, хотя это недешево. Полагаю, и в МРСК Северного Кавказа сталкиваются с проблемами кассовых разрывов и дорогих банковских кредитов. Иначе вовремя платили бы нам за потери электроэнергии в собственных сетях. А это ни много, ни мало 200 – 250 млн. рублей - в таких цифрах выражались их долги в разные периоды текущего года. Кстати, они об этом умалчивают, и мы не сильно об этом распространяемся, так как, в отличие от сетевой компании, понимаем, что имидж компании, даже чужой, - не пустые слова.

- А как быть с относительно недавним утверждением МРСК Северного Кавказа, что в последние месяцы «Ставропольэнергосбыт» совсем им не платит?

- Это и вовсе не соответствует действительности. На сегодняшний день услуги МРСК Северного Кавказа оплачены нами за все предыдущие месяцы и частично за август. Конечно же, в своих платежах мы отдаем приоритет оптовому рынку в связи с жесткостью требований законодательства. Но и филиалу МРСК Северного Кавказа - «Ставропольэнерго» платежи идут регулярно.

- И все же более десятка исков МРСК Северного Кавказа к вам находится в арбитражном суде.

- Это правда. Сетевая компания завалила арбитражный суд исками, о чем постоянно сообщает в прессе. Но, по большому счету, вся эта суета – всего лишь имитация эффективной претензионно-исковой работы. Задача – показать своему руководству – ОАО «Россети», что эта деятельность проходит успешно, и уверить деловое сообщество региона в нашей неплатежеспособности.

Причем, зачастую МРСК Северного Кавказа сама себе противоречит: то уверяет всех, что «Ставропольэнергосбыт» своевременно и в полном объеме собирает платежи от потребителей и умышленно не перечисляет их «Ставропольэнерго». В другой раз я с удивлением читаю, что сетевики самостоятельно ограничивают краевых потребителей электроэнергии. Цитирую пресс-релиз с сайта сетевой компании от 21 августа этого года: «За прошедшие дни по Ставропольскому краю за долги были лишены электроэнергии 19 потребителей-юридических лиц и 83 потребителя-физических лица». Ну, во-первых, МРСК Северного Кавказа не имеет договоров на энергоснабжение в Ставропольском крае и не вправе самостоятельно, без нашей заявки, проводить какие-либо ограничения. Во-вторых, работа с потребителями – это наша каждодневная работа, а МРСК Северного Кавказа бесцеремонно приписывает ее себе.

Вот еще одна цитата из того же источника: «В Ставропольском крае, например, из 407 предупрежденных неплательщиков-юридических лиц, 388, т.е. 95% вместо отключения предпочли возврат долгов. Из потребителей – физических лиц с энергетиками рассчитались 75%».

Сбытовой сектор Ставропольского края – не вотчина МРСК. Не могут сетевики диктовать нашим потребителям (кстати, в основной массе добросовестным) когда и как им поступать. Что это за имперские замашки на чужой территории?

- Борис Валерьевич, как вы думаете, какую цель преследуют ваши оппоненты?

- Видимо, хотят осложнить нашу жизнь и всеми правдами и неправдами забрать себе ставропольский рынок сбыта, хотя это противоречит основным принципам функционирования отрасли в соответствии с законами об электроэнергетике. Таким вот образом они стремятся прикрыть собственные трудности работы в республиках стабильностью работы в более благополучном Ставропольском крае.

Массированный поток подобной информации, естественно, бросает тень на деловую репутацию нашей компании, порождает сомнения в финансовой устойчивости «Ставропольэнергосбыта». Мы долго уходили от публичного выяснения отношений с МРСК Северного Кавказа, но искажение цифр и фактов с их стороны не прекращается. Можно найти много способов противодействия этому безудержному потоку некорректных, мягко говоря, сведений, однако мы стараемся придерживаться пути соблюдения договорных обязательств, добросовестной и профессиональной работы. И все еще надеемся на возобладание кое у кого здравого смысла.

По поводу недопустимости проводимой МРСК Северного Кавказа агрессивной информационной политики на одном из совещаний с участием всех заинтересованных сторон в свое время указал первый заместитель председателя правительства СК Виктор Шурупов. Но, как видим, сетевая компания игнорирует этот призыв к конструктивному взаимодействию, по-прежнему выставляя «Ставропольэнергосбыт» в публичном пространстве достаточно негативно. Создается впечатление, что в офисе МРСК Северного Кавказа напрочь забыли о механизме нормальных рабочих взаимоотношений с партнерами. А уж искусство ведения переговоров и вовсе перестало им быть доступным.

Елена Куджева.
«Ставропольская правда» № 239-240 от 31 августа 2013 г.
«Вечерний Ставрополь» № 157 от 31 августа 2013 г.